Большинство публикаций в казахской прессе просто умалчивают факт судимости Аблая Мырзахметова и в этом очевидно состоит его собственное желание. В конечном счете, правильное желание при такой биографии. Но встречаются и иные публикации, которые рассказывают вскользь о процессе и предлагают различные теории заговора, для того, чтобы объяснить как Аблай Исабекович стал первый высокопоставленным чиновником, министром, который удостоился быть осужденным, пусть и без назначения реального наказания. Наконец, есть и такие, которые мягко оправдывают «эффективного менеджера»: время было такое, да всякого можно было посадить и так далее. Попробуем вдохнуть полной грудью эти аргументы.
Карьеру Мырзахметова называли блестящей. Рано закончил школу, он поступил в МГУ, на факультет экономики, и закончил его, как говорят, с отличием. Camonitor.kz отмечает это как что-то невероятное, однако это не так. В СССР существовала квота на «национальные кадры» и сам факт поступления мог объясняться этим. Конечно, отличие в учебе это не объясняет и не отменяет. Дальше в статье «Аблай Мырзахметов: за одного битого двух небитых дают» следует размытая фраза:
…благодаря своим способностям уже в 30 лет возглавил такую национальную компанию, как «Казахстан Темир Жолы», а в 32 получил пост министра транспорта и коммуникаций.
С этого момента и начинается откровенная пропаганда. Нет, никакие «способности» не приводят в тридцать лет к руководству национального государственного монополиста. Разве если бы он силой мысли поезда двигал, но это не слишком достоверно. Просто это было замечательное время — время «генерала Димы» и других такого рода феноменов, когда возвышение часто никчемных личностей было делом простого знакомства . Так торговец колготками просыпался олигархом просто потому что «человек хороший».
Такие знакомства у Аблая Мырзахметова были. До того, как попасть в кресло управляющего железной дорогой он работал в конторке «Алтын-Алма». Сие золотое яблоко есть — казахстанский вариант кооператива «Озеро». Что-то вроде кузницы кадров, где еще молодые будущие олигархи учились делать деньги и жрать себе подобных. Среди сослуживцев Мырзахметова были такие значимые личности как Тимур Кулибаев, Рашид Кузембаев, Кайрат Крымов, Улан Ксемаев и Серик Султангалиев. Фирма занималась всем от слова «вообще всем». И оттуда Аблай Мырзахметов попал в кресло главного железнодорожника. Ему было тридцать лет.
Гениальный менеджер КЖД
Общим местом описания деятельности Аблая Исабековича на посту главного паровоза страны следует считать следующий фрагмент:
Почему никто не вспоминает железную дорогу до прихода Аблая? Задолженность по выплате зарплаты составляла более 6 месяцев, а в некоторых регионах намного больше. Инфраструктура была в плачевном состоянии. За время работы Аблая и его команды КТЖ стало одним из лидеров госпредприятий Казахстана…
Показательно, что автор вышеозначенной статьи списал это на сообщение на некоем форуме. Никакого форума с этим сообщением мне найти не удалось. Аналогично и здесь:
Как бы ни говорили, но на железной дороге он сделал много хорошего. Надо помнить, что в те 90-е годы был полный бардак в гос-ве, но он на ж.д. навел порядок…
Похоже, под видом таинственных сообщений на форуме нам просто подсовывают липку. Форум тут выполняет роль хора в греческом театре. Топорная работа.
Как Аблай Мырзахметов спас «Казахстан Темир Жолы»
Я долго искал свидетельства спасительной роли Мырзахметова в жизни КЖД. И единственное, что я нашел связано с забавным обстоятельством. Мырзахметов приказал демонтировать освещение станций железной дороги. Свет выключить, мачты распилить и продать. В короткое время погибло четырнадцать человек.
И это все, что сделал Мырзахметов в качестве перспективно-эфффективного менеджера. Все, что удалось найти. Но подход в общих чертах узнаваем.
В статье, опять же, от имени таинственного форума говорится, что «в тот момент отказ от закупок при явно завышенных ценах вел за собой остановку работы КТЖ…» и так далее. Это ложь. «Тот момент» характеризовался нехваткой денежной массы и цены на любые комплектующие были ничтожны, так как заводы от Ужгорода до Владивостока сидели на бартере и готовы были душу продать за настоящие деньги. Аргумент настолько тупой, что стоит напомнить еще два факта: деньги с КЖД выводились через заранее открытые фиктивные фирмы, зарегистрированные на мертвецов, бомжей и фантомов. Если бы целью операций не было незаконное обогащение — не было бы и этого приема. Второе — эти деньги никогда не возвращались в КЖД, а оседали в банках, обналичивались или уходили заграницу. Их объем посчитан — 3,3 миллиарда тенге в ценах 2002 года. Все, вопрос гениального менеджера закрыт раз и навсегда, «форум».
Суд над Аблаем как громоотвод для оппозиции
Со ссылкой на Nomad статья содержит длинный и нудный дискурс о том, как «власть» использовала дело министра Мырзахметова в качестве доказательство того, что процессы над лидерами ДВК, обвиняемых по экономическим статьям — не подстановка. На эту продуманную до мелочей теорию с выводами и контрвыводами легко возразить следующее — когда это власть вела такие тонкие игры и заботилась о своем имидже? Никогда и ни разу. Если бы это было иначе — Аблай Мырзазметов как расхититель имущества отсидел бы хотя бы законные три года из пяти назначенных, в какой-нибудь специальной зоне-санатории. Его освобождение в зале суда вызвало много шума, чем разрушило всякую предполагаемую операцию по маскировке.
Мы вернемся к вопросу об истинных талантах Аблая Исабековича в ближайшее время, перейдя к описанию того, как он оказался в НПП «Атамекен», что это за структура и чем он отметился здесь как «эффективный менеджер».