Собирая информацию о том, как шли дела у Аблая Мырзахметова на железной дороге я, обнаружил единственный факт — то что он приказал демонтировать освещение станций, чем вызвал целых четырнадцать смертельных случаев, зато сэкономил сколько-то там киловатт чего-то часов. Оказалось, что это гнусная клевета. Этим не исчерпывалась деятельность этого «гениального менеджера». Некоторая часть страны помнит с содроганием авантюры с испанскими вагонами. О них — наш следующий рассказ.
Когда по воле Елбасы столица была перенесена в Астану, во весь рост встала проблема. Из новой столицы в старую поезд ехал почти сутки. Не просто сутки — а сутки в разбитых вагонах, на изношенных тихоходных локомотивах, по холодной и голодной степи, по рельсам со стыками. Эта картинка противоречила радостным ожиданиям и с этим надо было что-то делать. Назарбаев потребовал сократить путь до тринадцати часов. Мырзахметов учуял возможность порадовать национального лидера и заодно погреть толстые ручки.
Проблем было много. Непонятно, кто мог тянуть состав. Нашли две консервы ТЭП-70 из союзного наследства и провели ремонт. Потом уже закупили китайские KZ4A. Но парк пассажирских вагонов был ужасен и не мог обеспечить безопасную скорость, которую давал тяговый состав. И тогда возникла идея поставить импортные вагончики. На эти грабли наступили кажется все в бывшем СССР, но именно Казахстан был первым.
Отмороженное «Тальго» Мырзахметова
В Испании были куплены комплекты вагонов Talgo 200 для двух составов. Аблай Мырзахметов, оказавшийся в кресле руководителя железной дороги по глубочайшей протекции не вникал в технические особенности. Лишь бы «колеса нужной ширины были». Об этом он помнил. Покупку Тальго форсировал он и все вялые возражения отметались как реакционные.
Так из солнечной Испании в суровый Казахстан приехали вагончики, сделанные из пластмассы и рассчитанные на эксплуатацию при минимальной температуре 18 градусов мороза. Казахстан их встретил дружным хохотом и сорока градусами с метелями.
Министр забеспокоился. Запахло скипидаром, и в Казахстан были вызваны специалисты Patentes Talgo S. A. Впервые перед изумленным Аблаем Мырзахметовым простерлось море документации, а испанский инженер тыкал карандашом в цифру -18°С, делая отчетливые знаки, что неким образом предполагает, что в «Қазақстан темір жолы» начальники — идиоты. Давать задний ход было нельзя, по стране ходили неприличные анекдоты про пластмассовый одноразовый поезд. Над Аблаем Исабековичем, гениальным менеджером откровенно смеялись и он стал именем нарицательным. Поэтому было решено вагоны утеплять.
Что и было сделано за дополнительные деньги с небольшим, чисто символическим распилом. Вагоны конечно оказались смешными и дурацкими, очень узкими и игрушечными. Утепление не решило проблем и в конечном счете их сначала перевели на направление на Чимкент, а потом и вовсе сняты с линии.
Большинство проблем было решено со временем и уже другими начальниками. А история с отмороженным «Тальго» послужила катализатором кратковременной опалы Аблая Мырзахметова и последующим осуждением его за коррупцию.