Казахстанская железная дорога, «Қазақстан темір жолы», является предприятием, целиком и полностью, доставшемся в наследство от Советского Союза. Это предприятие является опосредованно государственным: им полностью и безраздельно владеет фонд «Фонд национального благосостояния „Самрук-Қазына“, единственным акционером которого является Правительство Казахстана. Директор железных дорог, таким образом оказывается в непрямом подчинении кабинета министров. Больше всего, естественно, в подчинении министра транспорта и коммуникаций. В силу определенных обстоятельств в 2001 году министром стал Аблай Мырзахметов. И принялся доить вверенный ему актив, «Қазақстан темір жолы», нещадно. Надоил Мырзахметов Аблай Исабекович на десять лет и конфискацию имущества.
Фактически, преступная деятельность Мырзахметова Аблая Исабековича по грабежу железной дороги началась еще в 1997, когда он стал первым заместителем генерального директора КЖД.
Схема хищений, которую практиковал Аблай Исабекович была наивна и эффективна. Будучи министром транспорта он создал сеть подставных фирм, которым КЖД оказалась должна кучу денег — за услуги, поставленные товары, выполненные работы и прочее. Деньги сливались через конвертационные центры и переводились в доллары. Часть их них уходила за пределы страны через банки Мухтара Аблязова — он сейчас борется за «демократию и против коррупции» издалека. Доказанный общий ущерб к 2002 году составил 3,3 миллиарда тенге. Мырзахметов Аблай Исабекович, естественно, сумел награбить чуток меньше.
Как миллиардер Мырзахметов Аблай Исабекович сел на условный?
Кто-то что-то слил, может быть кому-то позавидовал и чем-то не поделился. Закипела работа по аудиту предприятия и министерства. Примечательно, что годы аудита точно совпадают с годами правления Аблаем Мырзахметовым железной дорогой и министерством транспорта.
На скамье подсудимых были девять начальников КЖД и министр транспорта Аблай Исабекович Мырзахметов. Всего против них было возбуждено 37 (тридцать семь) уголовных дел по 5 (пяти) статьям. Сто двадцать томов уголовного производства в Верховном суде не оставляло народу сомнения: воры будут сидеть в тюрьме.
Это был публичный процесс, который снимало телевидение. Тем более замечательно, что сейчас найти видеозаписи суда достаточно сложно. Прокурор потребовал для министра, как руководителя преступной группой десяти лет с конфискацией. Вот сообщение МВД, представлявших исполнительную часть процесса:
…в целях возмещения ущерба по уголовным делам наложен арест на имущество ряда физических и юридических лиц на сумму свыше 170 миллионов тенге.
Тем не менее для организатора банды процесс закончился благополучно. Аблай Мырзахметов получил пять лет условно и миллиард с лишним остался должным государству. На вынесенный приговор явно повлияли родственные, дружеские и финансовые связи министра. Ему было запрещено два года занимать государственные должности. На самом деле приговор стал еще мягче: только три года были условно-испытательными, а два ему простили.
Несостоявшийся сиделец Мырзахметов Аблай Исабекович
Остальные обвиняемые, кстати, получили реальные сроки. Это может изрядно озадачить любого юриста. В мировой практике организатору преступного сообщества всегда дают реальный и наибольший срок. Но казахстанский Верховный суд проявил удивительную мягкость. Не компенсировал он и присужденного ущерба в виде на 1 миллиард 151 миллион 145 тысяч 467 тенге (тогда это было 7,5 миллионов долларов). Деньги Мырзахметова хранились в «Казкоммерцбанке» и «АТФ-банке». Они были арестованы, а потом как-то оказались освобождены.
Мягкость приговора эта стала зеленым сигналом для всех, кто стал грабить железную дорогу после него. Аблай Мырзахметов не просто отличился, но и основал славную традицию: с тех пор рассматривается как настоящий Клондайк для воров и следователей, которые за ними охотятся.